01_1

Чувство соли

01

В августе этого года гоночная команда российских энтузиастов на мотоцикле «Урал» впервые установила три рекорда скорости на легендарной Неделе скорости в Бонневилле — Bonneville Speed Week 2018.

Те, кто бывал на «соли», знают, как на нее просто «подсесть». Есть что-то особое, первобытное в этом удивительном месте, расположенном на расстояние почти 9000 км от столицы России, возле небольшого американского городка Вендовер. Возможно, это древнейшая история соляных озер, превратившихся в твердую равнину еще в эпоху мезозоя, а может быть, и общая атмосфера места, в которое вот уже более 100 лет увлеченные скоростью люди вкладывают всю свою душу и сердца, а иногда и жизни.

БОННЕВИЛЛЬ

02

Легендарные соляные озера в штате Юта до этого лета не покорялись русскому человеку. Ставить там рекорды далеко, дорого и неудобно. Но всегда находится кто-то первый.

Команда Fine Custom Mechanics три года приезжала на озера Бонневилля, чтобы установить рекорд скорости. Однажды им это почти удалось. На мотоцикле «Бонни», построенном на базе советского «Урала»-72, в августе 2016 года они сумели показать рекордное время, но из-за существенной поломки двигателя не смогли подтвердить рекорд на следующий день. Так они и уехали, «положив» за это короткое время три мотора.

Если кто-то захочет посмотреть фильм, который сняли про эту историю, его можно посмотреть здесь:

Сергей Мальцев, руководитель кастом-мастерской Fine Custom Mechanics, где создавался этот мотоцикл, сделал правильные выводы, смысл которых сводился к тому, что рекордное транспортное средство должно быть прежде всего простым и надежным. И пообещал вернуться в Бонневилль еще раз, чтобы установить полноценный рекорд.

Главной задачей стало не только построить правильный мотоцикл, но и собрать команду единомышленников.

И вот в 2018 году это произошло.

КОМАНДА

03

Команда — это всегда та боевая единица, на которой все и держится. Основным костяком стали сотрудники Fine Custom Mechanics (FCM). По словам Сергея Мальцева, мотоцикл придумали три человека — инженеры Георгий Блинов и Михаил Чураев, а также Петр Лапшенков, который принимал участие в работе по строительству, координировал весь проект и в итоге стал первым, кто проехал на мотоцикле по соли и установил рекорд. Георгий и Михаил в дальнейшем отвечали за работы по двигателю. А обтекателем, баком, задней частью мотоцикла занимался Алексей Черенок — что называется, с чистого листа алюминия. Чуть позже к команде присоединилась и Наташа Любимова, двукратная чемпионка России по шоссейно-кольцевым мотогонкам.

Наталия хорошо знакома с мотоциклами «Урал», так как выступала на них на протяжении шести лет. Некоторое время тому назад Наталия перестала выступать в мотогонках и сосредоточилась на работе тим-менеджера «Яхнич моторспорт».

«Я знал, что она ездила на “Уралах”, и подумал, что будет здорово замкнуть этот круг — вновь сесть за руль этого мотоцикла. Да и вообще будет прикольно, если девчонка жахнет там рекорд. И она согласилась. И жахнула», — рассказал Сергей Мальцев.

04

Петр Лапшенков и Наташа Любимова

В Бонневилль отправилось шесть человек: Сергей, Петр, Наташа, Георгий и Михаил, а также жена Михаила Ирина, а на месте нашу команду встречали их друзья по предыдущим попыткам — Кэтти и Шон. Ребята познакомились с этой чудесной парой в интернете, и те охотно помогали им в их поездках и всех сложностях, с которыми приходилось сталкиваться.

ПОЧЕМУ «УРАЛ»?

Мотоцикл «Урал» был выбран неспроста. Перед командой FCM не стояло задачи просто установить в Бонневилле рекорд скорости, была задача сделать это именно на отечественном мотоцикле, а «Урал» подходил для этих целей как нельзя лучше.

05

«Мы хотели показать, на что способен этот мотоцикл, — сказал Сергей Мальцев. — Положа руку на сердце, я могу сказать, что ничего особенного в нем самом нет — и это самое интересное. Потому что для простого в общем-то мотоцикла мы смогли придумать и осуществить ряд инженерных решений, отработать их в боевых условиях и продемонстрировать, что «Урал» при этом отлично все перенесет и будет готов работать дальше.

Да, существует совершенно другая техника, демонстрирующая запредельные скорости, и мы не планировали с ней тягаться. Но тот факт, что мы смогли развить 200 км/ч на «Урале», сопоставим с тем, как на Челленджере разогнались до 720 км/ч. Нашему результату предшествовала огромная слаженная работа, и именно она привела к той заветной цели, которую мы достигли».

URAL PUNCHER CR. Как все происходило

Проект стартовал в ноябре 2017 года.

06

«Всю осень мы теоретизировали, делали чертежи, придумывали, что и как будем делать, — рассказал механик FCM и пилот и рекордсмен Бонневилля-2018 Петр Лапшенков. — В ноябре мы загнали стоковый “Урал” на подъемник и начали его разбирать. И реально взялись за работу уже в январе, когда в наших головах созрел окончательный план. Проект мы назвали Ural Puncher CR».

Конечно, первым делом был подробно изучен регламент соревнований и был подобран класс, под который подходил отечественный «Урал» 1978 г. вып. Это был класс «продакшн байк» — стоковая конструкция с небольшими модификациями для мотоциклов с объемом двигателя не выше 650 куб. см. И еще один — для таких же мотоциклов, но с обтекателем. Первый вариант класса обозначается аббревиатурой MPBG650, а второй — MPSPBG650.

07

Вообще регламент классов в Бонневилле это некий конструктор. Каждое свойство рекордного транспортного средства обозначается в нем определенной буквой, которые можно комбинировать между собой.

Например — MPBG это Modified Pushrod Blow Gas, т. е. модифицированный бензиновый мотоцикл. Добавленные литеры PS обозначают Partial Streamline, т. е. мотоцикл с обтекателем; цифры 650, как понятно из вышесказанного, объем двигателя.

Поскольку на соли соревнуются не крупные компании, а простые люди, и большинство из них на собственные, иногда последние, деньги, то организаторы предъявляют довольно мягкие требования к рекордным средствам — во всем, пока речь не заходит о безопасности. Например, в регламенте сказано, что тормоза должны быть «адекватными», а покрышки вполне могут быть дорожными — без уточнений. Специальные гоночные шины необходимы только для транспортных средств, разгоняющихся свыше 200 миль в час. Но вот, например, требования к гоночной амуниции очень жесткие.

08

Наташа Любимова: «Мой комбинезон выглядит как обычный мотоциклетный комбез, но к нему все равно есть ряд существенных требований, которые нельзя обойти: например, покрытие должно быть сшито почти на 100% из кожи. Кевларовые вставки позволены лишь на местах сгибов, вне критичных мест разрешается перфорация. И, кстати, комбинезон может быть раздельный на молнии или целиковый. Мне сшили специальный, исходя из всех требований к нашей категории. И Сергей, когда его увидел, даже вспотел. Думал, что не допустят. Но все было по правилам».

«С января до апреля мы очень плотно работали над мотоциклом, а к апрелю он у нас уже стоял на колесах, — рассказывает Сергей Мальцев. — С деньгами на проект было не густо, и мы решили попробовать “продать” его спонсорам и привезли уже почти готовый “Урал” на выставку “Мотовесна”. Там повесили огромные баннеры с приглашением присоединиться к нашему проекту за вменяемые деньги, надеясь, что кто-то скажет — “Какое крутое мероприятие, хочу поучаствовать!”. Но нет, не помогло.

09

По сути, тогда у нас была лишь рама, колеса, сиденье и бак. Нагнетатель уже был готов, но первые испытания мы проводили на атмосферном моторе. Потом к нам приехал наш товарищ из Беларуси Артемий Верас, который делал нам инжектор, привез стенд, и все остальное мы уже настраивали на стенде. Этим мы занимались в мае. Ну а в июне мы уехали в Биарриц на фестиваль Wheels and Waves, и почти месяц провели там. Так что у нас фактически оставалась лишь половина июля, чтобы что-то донастроить, прокатиться, получить результаты, затем сколотить огромную коробку, в которой будут транспортировать наш “Урал” в Америку, запаковать и составить перечни 200 позиций по запчастям, что мы брали дополнительно с собой».

Еще одна проблема возникла там, где не ждали. В связи с чемпионатом мира по футболу в эти дни «опасный груз», к которому был причислен и мотоцикл «Урал», был запрещен к транспортировке самолетами над страной. Пришлось ждать 26-го числа, а это означало, что риск опоздания на заезды был очень велик: таможня в двух странах плюс перевозка мотоцикла из Нью-Йорка в Солт-Лейк-Сити могла занять неделю, а могла и две, и даже больше. Решили не рисковать. Сергей вместе с Георгием прилетели в Нью-Йорк на несколько дней раньше и сами перевезли байк из Нью-Йорка в Бонневилль, проехав 4000 км за три дня.

10

…Бонневилль — это отдельная жизнь и отдельная история. А люди, которые туда приезжают, это отдельные люди. Организаторы, маршалы, техинспекторы — из года в год это одни и те же люди, для которых соль стала смыслом жизни. Это же касается и рекордсменов. Все они искренне радуются, когда кто-то устанавливает новый рекорд.

Каждый август там собираются тысячи увлеченных людей, которые весь год готовились к этому событию. Похоже, наши ребята тоже заразились этой болезнью.

«Ты знаешь, — говорит Сергей Мальцев, — я себя без соли уже не очень представляю. Как я на следующий год не увижу соль?».

И таких фанатов, как Сергей, каждый год там собирается очень много. Одним из них стал Нил Макдоналд из Новой Зеландии.

НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ

11

В связи с тем, что рекордных классов в регламенте много, то претендентов на установление рекорда в каждом классе бывает обычно совсем мало. В этом году на рекорд в классе MPBG 650 имелся и еще один претендент — новозеландец Нил Макдоналд. И когда команда FCM ехала в этом году на соль, ребята точно знали, что будет соперник.

В прошлом году Нил Макдоналд установил рекорд в 101 милю в час, и в 2018-м собирался его побить. В первый день заездов он проехал по соли со скоростью 115 миль в час, а Петр следом улучшил его результат, разогнавшись до 117-ти.

Но на следующий день Нил Макдоналд не явился на подтверждение рекорда. Наши ребята не знали, что случилось, и решили, что это могла быть такая стратегия. А затем на озерах появились родственники Нила и выяснилось, что он умер. Отказало сердце, когда он возился со своим мотоциклом. Ему был 51 год.

12

«Нас это потрясло, — рассказала Наташа Любимова. — Это очень глубокая душевная история о том, как все переплетается: и жизнь, и спорт, и сражение, и борьба… Этот человек 15 лет занимался гонками, ставил рекорды, жил этими рекордами и стимулировал нашу команду на серьезное сражение. И ведь не зря 200 килограммов запчастей лежали у нас в коробках: потому что если бы началась такая битва, то все пошло бы в ход. И наш рекорд мы посвятили Нилу Макдоналду и сообщили об этом по радио. Про таких людей должны знать все».

АНТОЛОГИЯ РЕКОРДА

13

8 августа.Основная часть команды прилетела в Солт-Лейк-Сити 8 августа, а Сергей и Георгий встретили мотоцикл в Нью-Йорке и сами привезли его в Бонневилль.

10 августа.Команда приехала в Вендовер и оттуда отправилась на соль для прохождения технической комиссии. Это заняло порядка двух часов.

Первая техкомиссия оказалась самой долгой: было необходимо зарегистрироваться и заполнить все документы, а также предъявить все лицензии, гоночное снаряжение, мотоцикл и пр.

После этого, получив разрешения на участие в соревнованиях, команда отправилась в пит-зону и разбила там лагерь. На этом основные события дня закончились. Ребята уехали в гостиницу, чтобы на следующий день рано утром уже быть на озерах.

14

11 августа. 9 утра.Первый день заездов начался с общего брифинга, где организаторы рассказывают про соревнование и его правила, желают всем рекордов и исполняют собственный гимн. После общего брифинга для всех новичков (rookies) проводят еще один брифинг, после которого всех провозят по трассе и наглядно все объясняют. Длина трассы для новичков составляет три мили: одна разгонная, одна рекордная и одна «выходная». В итоге новичкам выдают специальные желтые наклейки на шлем, которые можно снять после первых заездов.

Для новичков предусмотрена отдельная трасса, куда опытные спортсмены не допускаются.

14.16.В первый же день и с первой попытки Петр Лапшенков показал рекордную скорость в 103,392 мили в час, после чего мотоцикл нужно было отогнать в закрытый парк (impound zone), так как на следующий день нужно проехать еще раз на подтверждение рекорда. В закрытом парке техинспекторы проверяют мотоцикл (подтверждение, что это тот самый мотоцикл, что ты зарегистрировал), и после этого есть еще четыре часа на проведение дополнительных технических работ. После этого мотоцикл трогать нельзя.

15

12 августа. 7.45 утра. Рано утром Петр подтвердил свой рекорд, показав 114,490 мили в час, в итоге среднее время составило 108,941 мили в час. После этого мотоцикл отогнали в закрытый парк и представители техинспекции разобрали двигатель, чтобы убедиться, что все легально. Затем двигатель опломбировали, мотоцикл вернули и команда смогла надеть обтекатель для установления рекорда в другом классе. Однако заезд решили отложить на следующий день. Из-за длительной техинспекции прошло довольно много времени и условия изменились: воздух прогрелся, состояние соли изменилось — она стала рыхлой и липкой, к тому же трасса уже была прилично разбита.

13 августа. 7 утра. Команда прибыла на трассу и ожидала, пока все рекордсмены прошлого дня подтвердят свои рекорды. В 9 утра настал их черед. Петр принял участие в заезде в классе MPS-PBG 650, показав скорость в 117,458 мили в час, после чего мотоцикл был вновь отогнан в импаунд-зону, прошел инспекцию и остался там до утра. В этот раз рекорд устанавливался на стандартной трассе (а не для новичков). И эта трасса по своей продолжительности составляет не три мили, а пять: разгонная, три мили для отсечки скорости и одна «выходная».

14 августа. 7.43 утра.Петр подтверждает свой рекорд в классе мотоциклов с обтекателем, продемонстрировав 121, 038 мили в час. Мотоцикл проходит итоговую техинспекцию, а затем и еще одну — по причине замены гонщика.

16

9 утра.Наташа Любимова садится за руль и проезжает короткую трассу в порядке ознакомления.

«Из-за того, что все вокруг белое, я никак не могла понять, где заканчивается эта миля, а потом увидела огромные розовые ворота с цифрой 1. Влетела туда, прошла милю, а дальше начала волноваться, так как не видела флага, где нужно съезжать. Проехала дальше — а тут мне уже навстречу наша машина едет, чтобы меня забрать и отвезти назад. Все кричат, волнуются, а Георгий и говорит: “Наташа, ты что издеваешься? Опять рекорд!”».

17

Наташа показывает скорость 121,454 мили в час. Мотоцикл отгоняют в закрытый парк.

15 августа.Наталия подтверждает рекорд, продемонстрировав 122,139 мили в час. Команда решает, имеет ли смысл заезжать на еще один рекорд, и принимает решение остановиться на том, что есть. Они проводят фотосессию и уезжают с соли. До следующего года.

C самого начала соревнований Петр Лапшенков установил сразу два рекорда в своих классах. Предыдущий рекорд скорости с объемом двигателя 650 CC без аэродинамического обвеса 73,041 мили в час был преодолен Петром уже в первой попытке и затем он только улучшил свой результат в контрольном заезде. Официально зарегистрированный рекорд в классе M-PBG 650 (Modified Pushrod Blow Gas) — 108,941 мили в час.

В классе MPS-PBG 650 (Modified Partial Streamline Pushrod Blow Gas) 650-кубовых ретромотоциклов с аэродинамическим обтекателем рекорд Петра — 119,248 мили в час, тогда как предыдущий рекорд составил — 101,259 мили в час.

Дебютный заезд двукратной чемпионки России по шоссейно-кольцевым мотогонкам Наталии Любимовой (Yakhnich Motorsport) с первого заезда принес ей победу и в своем классе она смогла превзойти даже результат Петра. Наташа установила рекорд в классе с обтекателем — 122,259 мили в час.

Установленные рекорды записаны в «Книгу рекордов Бонневилля» как достижения российских пилотов на российском мотоцикле. А Наталия Любимова стала первой русской девушкой, записавшей на свой счет мировой рекорд скорости.

18

ЧТО СДЕЛАЛИ С МОТОЦИКЛОМ

Петр Лапшенков: «По регламенту нельзя было трогать основную геометрию рамы, трубы рамы и все остальные основные соединения. Также нельзя увеличивать колесную базу. По двигателю: рабочий объем должен оставаться прежним, мотор обязательно должен быть с наддувом (механический приводной компрессор — за счет этого увеличиваем мощность), плюс штанговый привод клапанов. Картер двигателя должен быть стоковым. Вся конструкция должна быть приближена к реальной.

Колеса и диски мы взяли от старой Хонды, причем оба передних: у «Урала» очень специфичная задняя ступица, и широкое колесо туда поставить нельзя. От Хонды 18” колеса подошли как нельзя лучше. Резина обычная дорожная Pirelli. Соответственно, в заднем колесе мы переварили ступицу, сделали, чтобы она надевалась на кардан.

По двигателю: стояли головки от 750-кубового ураловского мотора нового образца. Весь мотор у нас целиком собран из отечественных запчастей, за исключением компрессора — здесь мы взяли японский Aisin от Subaru. Мы переделали коленвал, сделали новую масляную систему с бОльшим давлением и с другими масляными радиаторами. Поставили свои поршни. На выходе у нас получилось 70 лошадиных сил и 90 ньютонометров крутящего момента вместо 32. Сухой вес у мотоцикла 204 килограмма. В заправленном состоянии — порядка 230. По регламенту бак должен быть не менее пяти литров, но мы решили, что с маленьким баком мотоцикл смотрелся бы негармонично — и сделали его больше минимально разрешенного объема.

19

В той конфигурации, которая у нас была на гонке, максимальная конструктивная расчетная скорость составляла 205 км/ч. При этом, поменяв задний редуктор на другой с иным передаточным числом и изменив давление в нагнетателе, мы могли бы достигнуть 224 км/ч. Но это было бы уже опасно: мотоцикл мог не выдержать. Нам удалось подобрать очень тонкую грань между тем, чтобы он показывал хорошие результаты и вел себя стабильно и не ломался. Потому за эти три месяца у нас не было с ним ни единой проблемы, а первый раз вскрыли двигатель на техинспекции».

Наталия Любимова: «В Бонневилле я постоянно рассматривала чужие мотоциклы и все время удивлялась тому, насколько большинство из них было некрасиво. Понятно, что люди едут за рекордами, и красота им важна уже чуть ли не в последнюю очередь. Но сочетание красоты и скорости — это прекрасно. Профессионально и очень круто».

20

ПЛАН Б: БОННЕВИЛЛЬ — БАЙКАЛ

— Мы назвали это план «Б», — говорит руководитель Fine Custom Mechanics Сергей Мальцев. — Потому что все три географические точки, которые есть в этом плане, начинаются на «Б»: Биарриц (выполнено), Бонневилль (выполнено) и следующая наша точка — Байкал. Я считаю, что если мы поставили рекорд на соли, то теперь просто обязаны поставить на льду.

У нас уже есть предварительная договоренность об этом с Бурятией — с их стороны на Байкале есть подходящая зона с теплыми боксами и жильем, которая отвечает всем нашим требованиям.

В 2019 году мы хотим провести там пробные заезды и к 2020-му подготовить регламент для участников, привезти судей международной категории и организовать там крупное международное событие, которое могло бы стать ежегодным. У нас помимо России много друзей-мотогонов из Германии и Италии, которые хотели бы принять участие в таких гонках. Думаю, все получится.

Фото: автора, Fine Custom Mecanics и Наташи Любимовой

Опубликовано: 7 сентября 2018 года в 17:30
Всего просмотров: 171
Войдите на сайт для совершения действий с этим сообщением
5.0/5 оценка (2 голосов)
Скрыть комментарии (0)