06_1

Большой форт Hackenberg.

САМЫЙ КРУТОЙ

Что: Большой форт Hackenberg
Где: N 49°20'30.299'' | E 6°21'55.979''
Когда: с 1 апреля по 12 ноября, будни — 14:30, выходные — 14:30-15:30
Цена: взрослый — 10 евро, детский — 5 евро

06

Крупнейший форт Линии Мажино. Прототип, на котором отрабатывались решения для других больших (Gros Ouvrage) артиллерийских крепостей — всего их было с полсотни. Строительство началось в 1930-м, сопровождалось множеством нестыковок в сметах и расчетах. Тем не менее, дело спорилось — на работы привлекли до 1800 человек, включая иностранцев: поляков, итальянцев, югославов... К февралю 1934 завершили первый на Линии артиллерийский каземат, вооруженный тремя 75-мм орудиями. Начались пробные стрельбы и... снова провал! От пушек буквально разлетались винты и гайки, закипала смазка, люди задыхались от дыма и угарного газа.

07

В крепость Hackenberg планировали включить 40 (!) боевых блоков. Но денег хватило только на 17. И все равно это рекорд Линии Мажино

Но инженеры умудрялись оперативно дорабатывать конструкцию. В 1935-м исполинский форт вступил в строй. Врага готовились встретить 17 боевых блоков, разделенных на две секции (восточная и западная) с сообщением по недоступным для бомб и снарядов подземным галереям общей длиной порядка 10 км! Бетонные казематы и потайные подъемные башни кругового вращения скрывали пулеметные установки, противотанковые пушки, мортиры, гаубицы — не подступишься.

Первая тревога случилась в 1936-м, когда немцы ввели войска в Рейнскую область. Затем гарнизон спускался под землю трижды — в 1938-м (аншлюс Австрии Третьим Рейхом), при оккупации Судетской области и нападении на Польшу 1 сентября 1939 года. С началом Второй мировой форт вступил на полноценное боевое дежурство. Служба, впрочем, тогда не была тяжелой: шла «странная война» — противники ограничивались вялой разведкой, солдаты изнывали от безделья. Зато форт отметили посещением английский король Георг VI и Уинстон Черчилль.

15 мая 1940 года Hackenberg впервые открыл огонь орудиями блока 2. К 6 июня немцы приблизились вплотную к крепости, которую к тому моменту оборонял только гарнизон — полевые войска отступили... 17 июня форт оказался в окружении, подача электричества прекратилась, заработали автономные генераторы. Натиск врага усиливался, достигнув пика 22 июня, но французы держались, причем без потерь (несколько легкораненых не в счет), и после заключения перемирия. 4 июля 1000 бойцов покинули крепость, оставив 54 человека обучать победителей ведению хозяйства в подземелье.

08

Следы обстрела на пулеметно-наблюдательном колпаке типа GFM (таких больше 1000 на Линии). Толщина стальной брони – 30 см

Германию интересовало уникальное оборудование форта и запасы материалов. В 1941-м в Hackenberg на работы стали доставлять советских военнопленных. Их заставляли трудиться в антисанитарных условиях, смертность была высокой, так что округа до сих пор хранит братские могилы наших соотечественников. Позже немцы устроили в крепости подземный завод, надежно защищенный от союзнических бомбежек. К станкам же пригнали... сотни украинских женщин.

В 1944 году к «Хакенбергу» вышли подразделения американской 90-й дивизии. Гитлеровцы 416-й пехотной и 25-й панцергренадерской дивизий экстренно возвращали завод к крепостной жизни. 75-мм пушки блока 8 открыли огонь, застав союзников врасплох и нанеся им потери. К форту подтянули тяжелое вооружение: истребители танков, 203- и 240-мм гаубицы, однако результат обстрела оказался нулевым. По иронии судьбы, немцев заставило уйти французское 155-мм орудие на самоходном шасси М12. Его поставили в мертвый сектор каземата и открыли стрельбу прямой наводкой. Жуткие шрамы на бетоне видны до сих пор...

09

Сразу после войны альянс НАТО взялся за модернизацию форта, усилив вооружение и обновив оборудование. Социалистические войска стояли в 300 км — ничто для моторизованной армии. Лишь в 1970-м Hackenberg покинул последний солдат. Зато теперь нам есть что посмотреть. Посетителей даже катают на узкоколейном подземном поезде! Показывают в действии артиллерийские системы (можем и пальнуть, если придется, — говорит экскурсовод). Впрочем, об этом лучше расскажет наш виртуальный тур.

Юрий Урюков
Заместитель главного редактора Авто Mail.Ru / Фото Дмитрия Огнева
 
Продолжение следует
Опубликовано: 15 января 2018 года в 14:07
Всего просмотров: 371
Войдите на сайт для совершения действий с этим сообщением
5.0/5 оценка (1 голосов)
Скрыть комментарии (0)