10

Форт Schoenenbourg.

САМЫЙ СВОБОДНЫЙ

Что: Большой форт Schoenenbourg
Где: 
N 48°57'56.95'' | E 7°54'44.11''
Когда: с апреля по октябрь, будни — с 14:00 — 16:00, воскресенье — 9:30 — 11:00 и 14:00-16:00
Цена: взрослый — 8 евро, детский — 5 евро

10

Hackenberg впечатляет масштабом, но есть неудобство — внутрь пускают только в сопровождении гида, экскурсии проводят на французском или английском (это вообще типично для Линии). А в форт Schoenenbourg доступ свободныйходи хоть целый день, изучай подземелья самостоятельно — свыше 3 км галерей на глубине до 30 м. Причем в помощь дают справку на русском языке.

11

Жилые и сервисные помещения в больших фортах старались отодвинуть подальше от боевых блоков. Чтобы грохот орудий не мешал отдыхать и работать

В размерах эта крепость поменьше: 630 солдат и офицеров, 6 передовых блоков. На поезде не катают — порядка километра от входа до боевых помещений придется пройти пешком по тоннелю (хотя 60-см узкоколейка внутри тоже есть). Но, поверьте, впечатлений получите не меньше. Дело в том, что Schoenenbourg сохранил оригинальную компоновку: казармы, центральный пост — все на своих местах, как 80 лет назад. Разве что в помещении морга организовали... общественный туалет! А в годы войны тут размещалась почта.

Биографией и вооружением Schoenenbourg напоминает Hackenberg. Стройка началась в 1931-м, шла со скрипом и в общих чертах завершилась в 1936-м. Испытания прошли более-менее успешно, однако здесь инженерам пришлось решать проблему повышенной влажности в подземельях. Тем не менее, боевые тревоги предвоенного периода затронули и этот форт.

А в 1940-м Schoenenbourg стал самым воюющим сооружением Линии Мажино. Огонь по немецким позициям французские артиллеристы открыли 14 мая. И тут же получили в ответ залпы 280-мм немецкой батареи, не причинившие, впрочем, вреда. Перестрелка продолжалась весь месяц, однако в крепости погиб лишь один боец, когда вражеский снаряд угодил в наблюдательный купол блока 5.

12

Это вообще была единственная жертва войны на форте Schoenenbourg, хотя в июне он оказался в самом пекле. Стрельба велась чуть ли не каждый день, поскольку 13 июня полевые войска покинули крепость, и немцы из 246-й пехотной дивизии стали нажимать сильнее. Но враг пробиться не смог. 20 июня на подмогу прилетели пикирующие бомбардировщики Ju-87 Stuka и двухмоторные He-111. Атаки с воздуха продолжались три дня, на Schoenenbourg упали 3000 бомб, включая 500- и 1000-килограммовые. И снова обошлось без фатальных повреждений.

Наконец, немцы подтянули к непокорному форту 420-мм мортиру Skoda, открывшую огонь бетонобойными снарядами массой 1020 кг при поддержке орудий более мелких калибров. Например, 88-мм зенитки охотились за выдвижными бронебашнями. Однако, бетон устоял, что доказало правильность расчетов: как раз на такой обстрел рассчитывались стены толщиной до 3,5 м. Но 1 июля по приказу командования гарнизон оставил Schoenenbourg...

Больше ему не довелось сражаться. Уходя, немцы попытались взорвать форт, но не особо успешно. Натовцы восстановили укрепления, и до 1967 года Schoenenbourg оставался на службе.

Юрий Урюков
Заместитель главного редактора Авто Mail.Ru / Фото Дмитрия Огнева
 
Продолжение следует
Опубликовано: 16 января 2018 года в 01:15
Всего просмотров: 680
Войдите на сайт для совершения действий с этим сообщением
5.0/5 оценка (1 голосов)
Скрыть комментарии (0)