02_1

Находка автопутешественника: Эстонский Авиационный Музей

Автомобильная трасса Хааслава-Вана-Куусте ничем не отличается от сотен других эстонских дорог. Узкая "двухполоска", неширокие, но ровного асфальта полосы, потертая, но аккуратная разметка.

Не по-сезону зеленые поля, окруженные полосами пожухшей травы. Следуя за изгибом дороги, взгляд карабкается по желтой траве вверх, на холм. На нем, практически над дорогой, возникает внезапно крыло и хвост лайнера ТУ-134, выкрашенного лазурной краской. Аэропорта поблизости нет… Неожиданно! Добро пожаловать в Эстонский Авиационный Музей (ЭАМ)!

01

Про это место я узнал практически случайно, от широко известного в узких кругах латвийского автомобильного фотографа Mike Motorov (рекомендую обратить внимание на его ретро-проекты, он есть на Д2 rawcarcom). Прочитав на сайте, что музей закрыт с ноября по апрель, я решил все же написать письмо по адресу, указанному на сайте.

02

К моему удивлению, ответ пришел буквально через несколько часов (а дело было второго января). Директор музея предложил открыть экспозицию и провести по ней экскурсию. В означенный час я прибыл на место, где меня уже ждал Мати Меос — директор и основатель фонда, владеющего музеем.

"Даже в Эстонии многие не знают про наш музей" — поджарый 71-летний Мати Меос говорит это с улыбкой, но совершенно серьезно.

03

В год эстонский авиационный музей посещает всего 23 000 человек, и большая часть из них приезжает в Дни Авиации Эстонии, проходящие в начале лета. Аттракционы, симуляторы, выступления пилотажных групп в небе над музеем — все это действительно привлекает и туристов, и местных жителей.

В остальное время посетителей в музее немного. Туристы в основном едут в Таллин, по другой трассе. К тому же, хотя добраться сюда из центра Тарту на автомобиле можно менее чем за полчаса, в списке главных достопримечательностей Тарту этого музея нет — зато есть музей пива и музей камер КГБ. В итоге музей работает только в летнее время. А вместе с тем, именно Тарту был одним главных форпостов советской стратегической авиации. Но на гигантском аэродроме, с которого взлетали “Белые лебеди” Ту-160, теперь выстроен Национальный музей Эстонии. Но не будем уходить от темы нашей беседы.

История создания этой экспозиции очень любопытна. Мати Меос всегда болел небом — что для эстонцев, имевших в начале 20 века несколько авиаклубов и десятки самолетов, дело привычное. В советское время он хотел поступить в летное училище, но ему сразу сказали, что служить он будет не в Эстонии. В итоге — Таллинский Технический Университет, специальность — тонкая механика. В 70-80 годах Меос работал заведующим отделом оптики и механики Тартуского отделения Специального конструкторского бюро Академии наук Эстонии, заведующим Институтом физики и астрономии. В девяностых подался в бизнес, был членом Городского совета Тарту, в двухтысячных стал председателем правления крупнейшей местной энергетической компании. Не забыл он и про небо — получил лицензию пилота любителя.

В 2002 году мечта Меоса сбылась — им был основан фонд, который на частные и предоставленные ЕС средства начал формировать коллекцию самолетов. Часть самолетов предоставили различные страны, например, Швеция. Сегодня в музее — почти три десятка самолетов, некоторое количество военной техники, а также и свыше 400 макетов — самолетов, вертолетов, и даже авианосцев.

04

Первое что обращает на себя внимание — по-европейский основательный и дотошный подход к организации коллекции. Все модели — отличного качества, под стеклом, в отапливаемых трехэтажных домиках.

05

Тут собраны модели практически всех известных военных самолетов. Нашел я тут и “Аэркобру” — на такой же воевал мой дед, сбивший в годы войны 17 вражеских самолетов.

06

Как я уже говорил, помимо самолетов, есть два гигантских макета американских авианосцев. Коллекция моделей — мечта любого мальчишки, даже если ему за 70… Есть тут и противоперегрузочные комбинезоны, и аварийные самописцы, “черные ящики” (которые на самом деле оранжевые). “Их делали у нас, в Тарту, на закрытом НИИ”, поясняет Мати Меос.

Но модели моделями, а мы переходим к самому интересному. Настоящим, большим железкам!

Первое, что встречает на летном поле, помимо упомянутого в начале рассказа Ту-134A-3 1967 года — это коллекция ракет земля-воздух, размещавшихся на территории Эстонии во времена СССР.

07

Все ценные самолеты стоят в холодных ангарах. Меос жалуется, мол, по-хорошему хранить такую технику надо только в тепле, в условиях контролируемой влажности. Но для постройки капитальных, а не временных ангаров средств у музея нет — Евросоюз деньгами больше не помогает. Но даже в таком виде коллекция вполне напоминает музейную. Все самолеты выглядят на ура, большая часть из них — полностью комплектная (хотя взять и полететь на них нельзя).

В первом же ангаре — американский “фантом”, McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

08

09

По-соседству — Lockheed F104 Starfighter — первый самолет, который достиг скорости в 2 Маха — было это аж в 1958 году. Рекорд составлял 2 259,3 км/час.

10

Отдельное место уделено двигателям.

11

Рядом, пока без ангара — недавнее приобретение, МИГ-25.

12

В музейных коллекциях мира таких машин очень мало. Этот самолет купили после длительных переговоров у финского коллекционера. Как нетрудно догадаться, советские машины попадают в музей не из России — в основном, из стран соцлагеря, где эта техника стояла на вооружении, т.е. Польши (Су-22М4, МиГ-21бис) или Украины (МиГ-23МЛД и Су-24).

13

“Нам хотелось бы иметь тут больше российских самолетов. Я даже писал письмо президенту Путину, с просьбой одобрить продажу определенных машин для нашего музея. Я передал письмо через серьезных людей, полагаю, оно достигло адресата. Но ответа, к сожалению, пока не последовало”, — разочарованно говорит Мати Меос, высоко оценивающий мощь российских ВКС.

14

Самолет радиоэлектронной борьбы ЯК-28ПП — наследник первого в СССР крупносерийного сверхзукового военного бомбардировщика. “Этот самолет — некомплектный, мы восстанавливали его буквально по частям”, замечает Меос.

Шведская группа — истребители Saab J35 Draken и Saab JA 37 Viggen и истребитель-бомбардировщик Saab J32E Lansen. Viggen знаменит тем, что это первый в мире серийный военный реактивный самолёт с передним горизонтальным оперением. Выглядит он просто невероятно, особенно в небе — неудивительно, что именно эта машина в стилизованном виде нашла свое место на эмблеме музея.

15

Вообще, надо сказать, красота, эстетика, и безупречность линий это в целом общая черта военной авиационной техники. Да и не только авиационной…

Рядом стоит Dassault Mirage IIIRS. Эта машина раньше несла службу в ВВС Швейцарии.

16

Гражданских машин в музее немного — парочка АН-2, “тушка” и ЯК-40К с “вип-салоном”.

17

Вертолеты — легкий Schweizer S-300, и советские красавцы: поисково-спасательный Ми-2РЛ, Ми-8, ранее трудившийся в эстонской погранохране, и Ка-26, в классификации НАТО — Hoodlum, что значит «Хулиган».

18

Есть тут и учебно-тренировочные реактивные самолеты — польский TS-11 «Искра», чешские L-29 Delfin и L-39 Albatros, британский Hawk HW-326.

19

Есть и простенькая “пропеллерная” Wilga 35F. В ДОСААФ на таких “иволгах” буксировали планеры. Сейчас, к сожалению, в нашей стране малая авиация находится в глобальном упадке.

В часть самолетов можно заглянуть прямо в кокпит, по приставленной лесенке, и убедиться, что машины действительно полностью комплектные.

В дальнем углу — зенитные пулеметы, а также небольшая подборка советской техники — “Шишига”, прекрасно отреставрированный БТР и стоящий на приколе Т-34.

20

Что еще к этому добавить? Авиационные дни Эстонии 2018 состоятся 9-10 июня 2018-го года, и в рамках этого будут показаны самолёт наблюдения L-410, первый серийный самолет с вертикальным взлетом — британский Harrier, пройдут выступления пилотажных групп, включая Swedish Airshow, группы Baltic Bees. Демонстрационные полеты также совершит Saab 37 Viggen, а все желающие смогут полетать на легком самолете А22, который будет взлетать прямо с грунтовой “взлетки” на территории музея.

В общем, есть на что посмотреть!

Координаты музея: N58°17’16.5″, E26°45’51.01″ Музей открыт с 28-го апреля до 28-го октября, но если у вас группа — можно договориться о посещении и в другие даты, по телефону +372 5026712 или по электронной почте: info@lennundusmuuseum.ee.

Стоимость посещения музея в дни его работы составляет 10 Евро с человека, 7 евро для студентов и пенсионеров, 5 евро для школьников старше 7 лет. В Дни Авиации Эстонии, входной билет будет стоить соответственно 15, 10 и 5 евро. Стоимость индивидуальной экскурсии составляет 40 Евро на группу.

Опубликовано: 12 января 2018 года в 11:42
Всего просмотров: 405
Войдите на сайт для совершения действий с этим сообщением
5.0/5 оценка (2 голосов)
Скрыть комментарии (0)