01

Оборонительная Линия Мажино во Франции.

Юрий Урюков и Дмитрий Огнев на mail.ru опубликовали интересную статью о французских оборонительных сооружениях.

Опубликую её здесь с сылкой на первоисточник.

«Прохода нет!»: четыре жизни и русский след Линии Мажино (лучшее за 2017)

Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru

Если вас интересует история, особенно Второй мировой войны, то эта статья обязательна к прочтению. Из нее вы узнаете все про легендарную Линию Мажино5 миллионов убитыми и ранеными потеряла Франция в Первой мировой войне. В пехоте погиб каждый пятый, страна ощущала острый дефицит мужчин. И пока в разоренной России полыхала Гражданская война, бывшие союзники схватились за головы — как не допустить впредь столь жуткой мясорубки? Согласия о методах долго не было, но в итоге военный министр Андре Мажино под видом создания во времена Великой депрессии новых рабочих мест продавил на рубеже 1929-1930 годов финансирование мощнейшей оборонительной линии (хотя вялая стройка началась еще в 1928-м). Укрепленными районами предстояло прикрыть восточные границы, не дав противнику внезапно атаковать и войти вглубь страны. Или хотя бы сдержать наступление на 2-3 недели, пока в тылу мобилизуют резервистов.

В стремлении заменить людей железобетоном французы зарывали в землю огромные деньги. К 1936 году, когда Линию, официально названную после смерти в 1932-м министра Мажино его именем, в основном завершили, казна потратила 5 миллиардов франков. Почти вдвое больше запланированной сметы! И все равно часть сооружений не достроили даже к 1940-му...

01

Линия Мажино в цифрах — 100 км тоннелей, 150 000 тонн стали, 450 км дорог и ж/д линий, 1,5 миллиона кубометров бетона и 12 миллионов кубометров земляных работ

Поэтому историки зачастую называют Линию Мажино фарсом, растратой, чудовищной ошибкой Франции. Разумеется, в свете того, что экзамена ждать долго не пришлось — Вермахт начал наступление 10 мая 1940 года, а уже 22 июня заставил Париж капитулировать. Считается, немцы просто обошли оказавшиеся бесполезными укрепления, и те пали, не сделав ни единого выстрела. Но это уже из разряда мифов. Линия Мажино имела колоссальную протяженность: от Ла-Манша на севере до Средиземного моря на юге. То есть обойти защиту, не вступив в бой, было нереально.

02

Укрепления распределены по Линии Мажино очень неравномерно

Другое дело, считать Линию Мажино непрерывной и равнопрочной на всем протяжении тоже неверно — уровень обороны сильно варьировался, связь узлов сопротивления была телефонной, часто огневой, но не физической. Так, Швейцария и Бельгия считались дружественными, на худой конец — нейтральными. Поэтому серьезных крепостей тут не строили, равно как в долинах крупных рек — это пространство предполагалось затопить. Альпийские перевалы рядом с Италией укрепили основательнее. А самые мощные форты и казематы (толстые красные линии на схеме слева), эшелонированные в глубину обороны на 20-25 км, возвели на неприкрытом широким Рейном участке границы с Люксембургом и Германией — от Меца до Страсбурга. В начале 30-х фашизм только набирал силу, но претензии соседа на богатые регионы Эльзас и Лотарингию, отнятые у него после 1918 года, резонно считались вопросом времени.Французские стратеги полагали, немцы не решатся штурмовать в лоб укрепленные районы и, по опыту Первой мировой, перенесут атаки севернее. А там противник увязнет в боевых порядках сильной полевой армии, и ему в тыл сподручно будет ударить с Линии. Так и случилось. Почти... Вермахт действительно наступал через Голландию и Бельгию, вот только основной выпад нанес не там, где ожидалось — через лесистые Арденны, считавшиеся непроходимыми для техники. Не встретив серьезного сопротивления, немецкие танковые соединения вышли на оперативный простор, разбив и прижав наиболее боеспособные войска союзников к побережью Ла-Манша у Дюнкерка. Остальные стали откатываться на запад и юг, оголяя укрепрайоны Линии Мажино. А форты без полевого прикрытия и артподдержки, как скелет без мышц. Тем не менее, крепости в окружении дрались до конца, сдавшись лишь по приказу спустя неделю после заключения перемирия. Причем отдельные гарнизоны не верили в капитуляцию, начальству пришлось их убеждать.

03

Типовой артиллерийский блок защищен слоем железобетона в 3,5 м и уходит под землю на несколько этажей

Началась вторая жизнь Линии Мажино. Немцы активно использовали подземные сооружения — в качестве тайных военных фабрик, тренировочных баз, доноров оборудования для своих оборонительных линий... А в 1944 году часть железобетонных укреплений Вермахт применил против наступающих американских войск.Вторая мировая завершилась. Тут бы забыть никчемную Линию Мажино, но армия Франции вновь ее занимает! И не выходит оттуда до создания собственного ядерного оружия. Потому что подземные форты считались надежной опорой против коммунистического вторжения на запад в случае перехода «холодной войны» в горячую стадию. К счастью, проверить эту теорию не довелось.

04

До сих пор часть объектов Линии Мажино «заселена» военными, другие бункеры заброшены, превращены в хранилища, но самое интересное — подземные форты мощнейших укрепрайонов Мец (от Лонгюйона до долины реки Саар) и Лаутер (от Саара до Рейна) отданы в частные руки. Энтузиасты с переменным успехом реставрируют объекты, вдыхая в них очередную, уже четвертую жизнь. Поэтому заехать сюда стоит хотя бы из любопытства. Ничего подобного в мире не было и, вероятно, уже не будет построено.

Для путешествия вдоль границы от Меца до Страсбурга потребуется автомобиль, желательно вместительный и удобный: покататься придется вдоволь, зато у каждого объекта нетрудно найти парковку, подъезды хорошие. Мы, к примеру, выбрали восьмиместный микроавтобус Citroen SpaceTourer, который недавно поступил в продажу в России.

Сразу немного напугаем. Эти вещи надо знать перед посещением Линии Мажино.

-Утепляйтесь. Даже в жару в подземельях сыро и прохладно — 12-13 градусов.

-Рассчитывайте силы. Прогулка по большому форту занимает 2-2,5 часа. Пешком придется пройти несколько километров и отдохнуть внутри негде.

-Спускаться вниз и подниматься назад зачастую надо по лестницам на высоту порядка 30 метров.

-Если страдаете клаустрофобией, Линия Мажино не для вас. Крепостные офицеры даже стажировались на флоте, так как обстановка напоминала службу на подлодке.05

Пулеметная башня с обстрелом на 360 градусов. Поднималась из земли на 60 см и при опасности пряталась назад

Приехать в любое время не получится, форты открывают для публики изредка, чаще летом — это и есть оптимальный момент для посещения. А поскольку все укрепления разные (хотя и строились с применением типовых решений), мы сделали уникальный гид. Решайте сами, какой объект интереснее. Хотя лучше, конечно, посмотреть все. Тогда тайны Линии Мажино — этого инженерного шедевра — сложатся в понятную, свободную от мифов мозаику исторических событий.

Юрий Урюков
Заместитель главного редактора Авто Mail.Ru / Фото Дмитрия Огнева
Продолжение следует
Опубликовано: 15 января 2018 года в 11:30
Всего просмотров: 941
Войдите на сайт для совершения действий с этим сообщением
5.0/5 оценка (2 голосов)
Скрыть комментарии (0)