10_1

Про Большой Бермамыт, горы, гордыню и тягу человека к опасности

Если вы погуглите словосочетание “Большой Бермамыт”, то наткнетесь на большое количество отчетов о посещении этого места, в большинстве которых на первом месте будут фотографии, на которых автомобиль горделиво возвышается над холмистой долиной, стоя на краю многометрового утеса. Как вариант, на краю утеса будет сидеть человек, в улыбке, ухмылке которого буквально светится предвкушение восхищенной реакции на это фото со стороны окружающих. “Нихрена себе! Вот это круто!”

К сожалению, тяга к крутым фотографиям иногда кончается трагично. За примерами ходить далеко не надо — ведь поднимаясь на Большой Бермамыт, я только и думал, чтоо трагической судьбе блогера Василия Гусева, нашедшего на Бермамыте свою смерть в результате неудачной попытки сделать невероятный по крутизне кадр.

Расположенная в 60 км от Кисловодска в Карачаево-Черкесии вершина Большой Бермамыт — популярное туристическое направление еще со времен развития бальнеологического туризма в Кавминводах. Размякших от целебной тамбуканской грязи и нарзанов господ и барышень возили сюда на лошадях. Позже, уже в наше время, Большой Бермамыт сделался местом паломничества джиперов — романтиков-визуалов и прагматичных дельцов, без отдыха возящих туристов на видавших виды УАЗиках. Что говорить, одну из дорог наверх в итоге укатали так плотно, что по ней до вершины в сухую погоду добираются и легковушки.

Учитывая эту доступность, отсутствие каких-либо ограждений, или хотя бы предостережений об опасности, а также традиционный русский авось, Бермамыт является очень и очень опасным местом, преимущественно, для неподготовленных, неопытных туристов, не знающих ничего о реальной опасности гор. Все происходящее для них кажется лишь просто еще одним аттракционом. Вместе с тем, любые горы смертельно опасны, и об этом нужно всегда помнить. Тут не место фарсу, прыжкам, ужимкам. Тут свою гордыню нужно засунуть в задницу — если, конечно, ты не хочешь, чтобы ценой удачной селфи была собственная жизнь.

Мы выбрали для подъема на Бермамыт один из самых сложных путей, через село Элькуш, по маршруту проекта Алексея Мочалова “Волок.Кавказ”. Часть дороги, отмеченной на точках Алексея, давно заросла, и значительную часть подъема мы преодолевали в траве, местами доходящей “паджерику” до капота. То и дело били в колеса крупные камни, несколько раз булыжники крепко врезались в защиту раздатки. Но за нее я не беспокоился — там стояли толстенные алюминиевые листы. Беспокоило меня другое. Как такой опытный путешественник, как Василий Гусев, мог сорваться в пропасть?

01

Цивилизация неуловимо растворяется в голубой дымке. Только что вокруг были постройки, кипела жизнь — и вот ты один на один с автомобилем и Горой. То, что снизу выглядело высокими холмами, сверху напоминает объеденные гигантской молью края бабушкиной соболиной шубы.

02

Самая сложная часть подъема позади — выезжаем на плато.

Тут все иначе — “автобан”, по которому пылит, кренясь на ухабах, старая “волжанка”. По обе стороны от широкой дороги пасутся кони, овцы и даже коровы.

03

Пастухов почти не видно — словно всадники без головы, они появляются на горизонте на мгновение и растворяются в дымке, едва успеваешь прицепить к фотоаппарату телевик. Никаких гор вокруг не видно — лишь поросшие невысоким кустарником луга, выжженные солнцем и обглоданные скотиной.

04

05

Вскоре дорога становится хуже, а к пейзажу добавляются деревянные столбы ЛЭП. Незримое присутствие
цивилизации становится весьма осязаемым.

06

О том, что ты в горах, напоминает только орел, кружащийся над головой.

07

За очередным перегибом внезапно открывается кажущееся неприступным горное плато.

08

Это и есть Большой Бермамыт, возвышающийся над нулевой отметкой на 2592 метра.

09

Чем ближе к гигантской скале, тем больше поражает масштаб — и тем больше ужасает обрыв…

10

Тропа плавно уходит на хребет, под колесами хрустят белые камни. C тыльной стороны Бермамыт выглядит совсем не страшно… Но это обманчивое ощущение тут же улетучивается, когда оказываешься на продуваемой всеми ветрами вершине, рядом с геодезическим знаком, обозначающим высоту 2592.

11

12

На обрыве холодно. Внизу было +36, тут меньше 20 градусов. Ветер пронизывает настолько, что я одеваю сноубордическую куртку. Холодная красота…Вид с вершины фантастический. Кажется, что оказался на краю земли, словно сидишь на облаке, свесив ножки, и делаешь селфи… простите, созерцаешь мир с усталой улыбкой небожителя.

13

В хорошую погоду отсюда открывается прекрасный вид на двуглавого великана — вершину Европы, гору Эльбрус. К сожалению (а возможно и к счастью) плотная облачная пелена сковала горизонт, и я не вижу ни Эльбрус, ни Малый Бермамыт — вершину высотой 2643 м к югу от моей локации.

14

Двигаться тяжеловато, шаги сопровождаются одышкой, голова гудит — резкий набор высоты вызывает легкую форму "горняшки". На краю кажущегося бесконечно высоким 180-метрового обрыва — поросшие ярко-красным мхом, изъеденные ветром и дождями камни. Рядом — напоминающий надгробие знак, поставленный друзьями Василия Гусева в память о нем. “Будьте осторожны в горах!” — эта фраза должна гореть красным светом в голове у каждого туриста…

15

И даже не смотря на то, что под обрывом я вижу обломки автомобиля Василия, я все равно загоняю автомобиль поближе к краю и делаю несколько кадров.

16

Не на тот самый утес, с которого сорвался L200, но на соседний. Гордыня — сильнейшее чувство, и перебороть его непросто. Утешаю себя тем, что выбранное место — довольно безопасное, до края — около семи метров. По бокам запас не меньше.

17

Конечно, можно сделать кадр еще круче, загнать автомобиль на самый, самый край — скала выдержит. Для этого нужно слегка разогнаться, и преодолеть небольшую каменную ступеньку… Представьте себе, что вы можете сделать такой кадр на фоне горящего отраженным светом величественного Эльбруса… Я не знаю, я не хочу знать что именно и почему случилось в ту роковую ночь, но я прекрасно понимаю мотивацию фотографа, влюбленного в красоту мира и свой автомобиль. И прекрасно знаю, что на волне этой эйфории, этого стремления показать мир в его красе, ни о чем не думаешь, и на что-то можно не обратить внимание, что-то сделать не так… а на краю обрыва это кончается лишь одним.

18

Погода начала портиться, свинцовые тучи неумолимо опускались на плато. Перспектива спуска по дождю меня совершенно не прельщала, поэтому проведя на вершине менее часа, мы двинулись в обратный путь.

19

С каждым метром спуска дышать становилось все легче, но из головы никак не уходила мысль о том, что трагедии легко могут стать следствием самых благих побуждений.

20

“Будьте осторожны в горах! Берегите себя и своих близких!”

https://www.drive2.ru/b/480166349650264245/

Опубликовано: 10 августа 2017 года в 17:13
Всего просмотров: 1575
Войдите на сайт для совершения действий с этим сообщением
5.0/5 оценка (4 голосов)
Скрыть комментарии (1)