16

Блеск и нищета Приморья. Короткое знакомство с самым русским регионом России.

Что можно увидеть во Владивостоке за два дня? Да практически ничего. Сопки, море, крабы да гребешок. И тот, и другой – в термопакете, домой, в ручной клади, вместе с двумя баночками красной икры.

Всего два световых дня на то, чтобы познакомиться с Владивостоком и его окрестностями? Для кого-то – бессмысленный мучительный перелет через ночь и семь часов разницы во времени. Для меня – возможность увидеть что-то новое. Путевые заметки, записанные на полях моего ноутбука Asus в сухом самолетном воздухе, на пассажирском сиденье автомобиля или в стандартизированном квази-уюте отелей.

Два дня – очень мало для знакомства даже с человеком, а что уж говорить про регион. Но лучше так, чем никак. Говорить о своих ожиданиях нет смысла. Сопки? Море? Праворульное царство? Трехкилометровый мост на остров Русский, построенный к саммиту АТЭС? Банально. Для знакомства с Владивостоком лучше всего забыть все, что ты о нем думал и знал, и просто отдаться чувствам и ощущениям.

Полет через ночь – то еще удовольствие, даже в классе отличном от "эконома". В недавно построенном, современном аэропорту – засилье праворульных приусов-такси, но в отель меня везет леворульный спринтер с тремя восьмерками на номерах. 8 – уважаемое число в китайской мифологии. Восьмерка несет удачу и процветание. Причем тут китайцы? После кризиса 14 года, дальневосточный регион окончательно превратился в Мекку для туристов из Поднебесной.

Китайцы едут сюда не только недорого покушать экологически чистых крабов, но и … поиграть. От Северного Китая до игровой зоны в Макао далеко. А Приморье — рядом. Специально для китайцев в нескольких десятках километров от Владивостока (и в 20 минутах езды от аэропорта) построили нашу игорную зону. Это, конечно, громко сказано, тут один пятизвездочный отель, зато какой! Китайское СПА, роскошные номера, слот-машины, рулетки и так далее. Весь персонал говорит по-китайски, некоторые по-корейски и по-японски. Россиян тут не ждут – на завтрак сплошь китайские блюда, вилки не допросишься.

Но – прочь из приземистой громады отеля, нас ждут приключения! На выбор – вся линейка кроссоверов Nissan. Комфортный, как пульмановский вагон, Murano, мощный X-Trail, компактный Qashqai. Узнав меня, организаторы ездовой программы теста заговорщицки подмигивают: специально для тебя, у нас есть еще и Terrano! Знают, красавцы, о моей любви к этому неказистому, но честному, как Павлик Морозов, кроссоверу с непробиваемой подвеской. «Там будет много грунтовых дорог…»

01

Грунт? Какой, к черту, грунт, ведь я нахожусь на полюсе цивилизации, в центре востока России? Когда едешь по прекрасному шоссе из аэропорта, а потом смотришь на перечеркнутую роскошным вантовым мостом бухту Золотой Рог, Владивосток предстает величественным анклавом незнакомой цивилизации.

02

Запомните это слово, анклав… ну а мы едем дальше, на остров Русский, по еще более грандиозному мосту, строительство которого обошлось примерно в 60 миллиардов рублей. Похожий соединяет Данию и Швецию… Но в случае с островом Русский, увековеченный на 2000-рублевой купюре Русский мост соединяет анклав цивилизации и остров, где до его строительства практически никто не жил.

03

Максимальное количество жителей, аж 25 000 человек – несколько московских микрорайонов – проживало тут в начале 20 века, когда после Русско-Японской войны на берегах Русского построили 27 орудийных батарей и 6 фортов. Смутные времена… Владивосток и Русский пережили и восстания, и резню, и даже американо-японо-британскую интервенцию.

В 1922 году японцы согласились покинуть Приморье, при условии закрытия крепости. В советское время кусочек суши был закрытым режимным объектом, тут располагались многочисленные воинские части.
Ближе к царствованию тотальной демократии и политкорректного неравенства от в/ч остались только руины и бараки для обслуги.

Не знаю, кому пришла в голову идея на месте в/ч построить кампус ДВФУ, соединить остров и сушу многомиллиардным мостом, но это было сделано. Человек устроен так, что в отсутствие ограничивающих, сдерживающих, регулирующих факторов он всегда будет стремиться к павлинству и наживе. Конечно, все оправдано политической необходимостью – включая необходимостью «засадить» остров среднеэтажной элитной застройкой по «рецепту» московского КБ «Стрелка» — прямо на берегу бухты Труда, куда выведены стоки от кампуса. Я же от суждения воздержусь, я тут на пару дней – что понимаю?

04

Если вычеркнуть упомянутый кампус университета, рассчитанный на десять тысяч человек, сегодня остров Русский – практически пустыня, населенная по выходным шашлычниками. Первое место – бухта Труда, она же бухта Новик — сразу после съезда с моста, уходящие в бездонное небо троса которого выкрашены в цвета российского флага. Красный, белый, синий… В крупнейшую бухту острова когда-то приходили большие паромы. "Всего" три часа, и ты на Русском…

А еще сюда загоняли умирать корабли. Эсминцы, дизельные подводные лодки, сторожевые катера, сейнеры. В начале двухтысячных годов тут умирало одновременно более четырех десятков судов. Ржавые корпуса, взгромоздившиеся друг на друга в неестественных позах, сопровождающих мучительную смерть.

05

В преддверии саммита, расположенное в непосредственной близости от объектов саммита кладбище кораблей было очевидно неудобным. Сюда запустили охотников за металлом – которые подошли по льду и спилили все, что высовывалось из воды. Народная любовь к шашлыкингу в бухте Труда от этого, конечно же, не ослабла. Облюбовали спот и SUP-серферы.

Среди куч мусора на берегу стоят машины. 11-летняя девочка, сидящая с родителями, шмаляет по банкам из пневматического пистолета. Щелк, щелк. Банка падает – заботливый папа, отхлебнув дешевого пивка из высокой банки, помогает ребенку навести ствол на чайку. Матерно: «Папа, а можно я по этой штуке долбану?» Папа кивает. Поднимаю коптер повыше.

В остатках гигантской батареи, некогда защищающей пролив Босфор Восточный, также облюбовали места шашлычники. Правильный пикник по-владивостокски выглядит так: машину ставим на площадку от лафета гигантского орудия. Там ровно и вообще — зашибись. Мусор выкидываем в тоннель казематов. Но не заходим туда глубоко, до тех пор, пока не соберемся по нужде… В принципе, все точно так же, как и у нас, «на западе».

06

 

И ни 2000-рублевый вид на мост, ни отреставрированный фрагмент крепости, расположенный под самим мостом, уже не вводит в заблуждение. «Владивосток – лучший город земли»… Тут вам не Швеция, и не Дания. Дорога к поселку Поспелово, расположенному по пути к туристической точки, не имеет ничего общего с «автобаном» идущим к кампусу и океанариуму. В место, где живут на острове его последние коренные жители, нужно пробираться по огромным ямам.

07

 

Не нужно строить иллюзий, но и огорчаться не нужно. Включаю погромче «музыку» владивостокской группы E-Ball, и все встает на свои места. Меня больше не раздражают слепые водители на уставших от жизни праворульках, огромные ямы, отсутствие организации движения и разметки. Я начинаю воспринимать Приморье таким, какое оно есть. Блеск и нищета, легкая анархия, вместе с тем, яркая жизнь, и невероятная русская сила.

Да, вы не ослышались. Каждый раз, оказавшись на Дальнем Востоке, я ощущаю, что местные жители – более русские, чем в Москве и окрестностях. Разговор — откровеннее. Язык – чище. Акценты – приятнее. И даже повсеместная любовь местных людей к китайской кухне не напрягает – мне она тоже начинает нравиться.

Отсутствие какого-либо регулирования и повсеместных запретов вводит в экстаз. Тут нет ПДД и почти нет платных парковок. Поток петляет по проезжей части объезжая ямы. Все внедорожники – лифтованные, привет, техрегламент. Что вы хотите от региона, где за пределами города нормальных дорог почти нет, и где даже ДПС ездит на праворульках?

08

Зато можно подъехать куда угодно, вплоть до маяка Эгершельд – никто слова не скажет. И никто никому не мешает, что характерно. Перешеек к маяку перехлестывают волны, ветер бросает в лицо заряды соленых брызг. Подзабытый запах свободы…

09

Продираться через вечерний пробочный поток во Владивостоке непросто – но только если вы никогда не ездили по Москве в двухтысячных. Стиль езды, впрочем, тут скорее близок к Китаю – никто никого не пускает, но уровень агрессии поменьше, чем у нас. Или мне так кажется, потому что я уже вспомнил двухтысячные и еду так же? Во всяком случае, решительность тут на первом месте…

Второй день начинаем с сафари-парка. Того самого, где тигр Амур и козел Тимур. Бла-бла-бла. Я всю сознательную жизнь ненавижу зоопарки – вне всякого сомнения, это жестокое обращение с животными. В сафари-парке все несколько иначе – животные тут живут не в тесных, грязных клетках, а на достаточно большой территории, огороженной высокими заборами. Трубчатые семиметровые структуры, покрашенные серой краской, создают ощущения присутствия в парке юрского периода. Не хватает только раскрашенных бело-зеленых внедорожников.

10

Наши кроссоверы выглядят не столь вызывающе, но удовольствия от них не меньше – с утра я сел за руль «Кашкая». Как ни странно, раньше я на этой машине не ездил, и не ожидал от него такой хорошей динамики и управляемости. Понятно теперь, почему он столь популярен, и даже у меня в семье есть такая машинка (за полгода я на ней так и не прокатился). Кстати, именно на Qashqai, как и на X-trail, скоро начнут ставить новое головное устройство, разработанное совместо с Яндексом. Шустро работающий интерфейс, навигатор, интернет-радио, броузер, погода, пользовательские настройки. К тому же — без лагов, как у «каршеринговых» машин Я.Драйва – «начинка» у Nissan заметно круче.

11

К слову, в Приморье Яндекс.Навигатор работает забавно – когда я еду за рулем Terrano, он стабильно ошибается с прогнозом, удлиняя время в пути минимум вдвое.

Дорога в Славянку — это череда находящихся в упадке деревень, взгромоздившийся кратерами и ступенями асфальт, пышные джунгли вокруг.

12

Неужели там бегают настоящие тигры и леопарды? Верится охотно. На дорогах почти нет ни разметки, ни камер контроля скорости. Полиция встречается раз в 100 километров, как и заправки. Настоящий рай для водителя на крепкой машинке.

13

По дороге исследуем заброшенную военную часть. Когда отсюда ушли военные, местные жители растащили все, что можно было выломать, выкорчевать, вынести, отпилить. Сняты не только оконные рамы, батареи, сантехника и двери, но и лестничные пролеты, бетонные плиты навесов и перекрытий. Остались только стены… Пружинистый, поросший травой плац, расколотый постамент памятника. Под сколотой плиткой в столовой на стене обнажилась живопись более раннего периода — все еще яркими красками изображена сцена регаты.

14

Про Славянку везде пишут, что это прекрасный морской курорт. Роскошные виды на Славянский залив Японского моря тут сочетаются с печалью запустения и бедности. Красивые места на нависших над морем скалах застраивают безвкусными коробками отелей, лишенных единого стиля – и вообще, какого-либо стиля. Смотреть по сторонам не хочется, чтобы не столкнуться глазами с испорченным человеком природным видом. А это значит, нужно ехать дальше, туда, где человек еще не успел внести свою лепту в природный драматизм. Например – на расположенный рядом мыс Брюса, названный так то ли в честь британского адмирала, то ли в честь сподвижника Петра Первого.

15

Сюда из Славянки ведет отличная грунтовка, ехать по которой лучше на кроссовере. Дорога кончается прямо в ложбине, за которой – укрытый зеленым покрывалом базальтовый гребень. От вида с него перехватывает дыхание.

16

Расставленные полукольцом каменные колонны, у подножия которых кипит море. Синеющие в дымке горизонта острова. На мысу высится шестигранная башня с красной маковкой – маяк Бюссе, действующий с начала 20 века. На хребте за маяком виднеется старинная рында – она на пять лет старше самого маяка. На этом месте можно проводить час за часом, наслаждаясь видом.

17

Можно спуститься к воде, наловить моллюсков и устроить маленькое пиршество – чем, судя по многочисленным следам, тут частенько занимаются туристы.

18

Мчим обратно, по дороге заезжаем на еще одну, в которую ведет 20-километровый грейдер. На удивление, он ровнее большинства асфальтовых дорог Приморья. Небогатая жизнь прибрежных сел Хасанского района настойчиво контрастирует с красотой морских берегов и открывающихся с них видов.

19

В полузаброшенном пионерлагере стоят, развернувшись к морю, потрескавшиеся статуи моряка и пограничника с собакой. Уши у пса отломаны, под облупленной серебрянкой сереет гипс. Но все равно – на посту… Задумываться о метафоричности увиденного времени нет.

Солнце клонится к горизонту, окрашивая небо в яркие краски. Самолет – уже через несколько часов. Делаем остановку на ужин в одной из баз отдыха. Под подошвами ботинок мелодично хрустит галька, на нее с шелестом накатывают волны, в которые уходят одна за другой резиновые лодочки с рыбаками. Рыбалка на закате – не только красиво, но и продуктивно. Поклевка за поклевкой, торжествующая подсечка. Море тут щедро своими дарами, о чем чуть позже мне красноречиво скажут многочисленные термопакеты в ручной клади.

20

Ну а пока – просто смотреть на розовый закат, острова в оранжевой дымке, и мечтать, что когда-нибудь слова вернешься в этот далекий русский край.

Вот такое вот получилось неоднозначное знакомство с Приморьем, вылившееся в довольно эмоциональный пост. Надеюсь, читатели из Владивостока не предложат закопать автора на Горностае, а дополнят текст своими комментариями. 

Опубликовано: 30 мая 2018 года в 13:00
Всего просмотров: 176
Войдите на сайт для совершения действий с этим сообщением
5.0/5 оценка (1 голосов)
Скрыть комментарии (0)